INDEPENDENT INFORMATION ANALYSIS AND SYNTHETIC SERVICE
НЕЗАВИСИМАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ И СИНТЕЗИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Земля. Alazan-INFO


Форма входа

Категории раздела

Алазанская долина [908]
Наш Кавказ [1025]
В мире [275]

Календарь

«  Май 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  

Архив записей



Главная » Статьи » Алазанская долина

Историческое прошлое попытались воссоздать в фильме "Джавад хан"
Закаталы весьма полюбившееся место для режисёров исторических фильмов: благо есть что вспомнить и какие сцены ставить. Эта прекрасная земля повидала на себе не мало. Одной из последних киносъёмок, которые не обошлись без закатальского сюжета является филь "Джавад хан". Автор сценария фильма, народный поэт Сабир Рустамханлы, режиссер-постановщик - Ровшан Алмурадлы, оператор - Мухаммед Меджиди, исполнители главных ролей - народный артист Нуреддин Мехдиханлы (Джавад хан) и народный артист Рамиз Новруз (Цицианов), художник-постановщик - Рафиг Несиров, режиссеры - Анвар Гасанов и Алигулу Самедов, главный редактор - Айдын Ибрагимов. Как сообщает TrendLife со ссылкой на членов съемочной группы фильма «Джавад хан», несмотря на большой объем работ и сложность постановочных моментов, фильм завершен в короткий срок. По словам Сабира Рустамханлы, среди немногочисленных исторических фильмов азербайджанского кино «Джавад хан» займет особое место. Стоит отметить, что съемки проходили не только в Закаталах, но также в Гяндже и Шеки. А наряду с известными актерами в боевых кадрах снимались и солдаты азербайджанской армии.

Что касается качества, то автор одного из интервью посвящённых фильму Багирзаде Л. пишет: "Историческая тематика всегда была в центре внимания азербайджанских кинематографистов. Не меньший интерес вызывала она и у зрителей даже тогда, когда достоверность фактов в экранной версии важных этапов истории нашего государства была весьма относительной. Впрочем, все это в далеком прошлом".
По мнению автора сценария, Джавад хан является символом борьбы за независимость народа, съёмку фильма назвал «ценным событием, подаренным независимостью нашей культуре». Нуреддин Мехдиханлы добавил, что вся творческая группа круглые сутки работала на съемочной площадке, в результате получился стоящий фильм. По его мнению, даже травмы актеров не помешали съемкам. Отметим также, что впервые в истории азербайджанского кино в фильме «Джавад хан» была использована компьютерная графика. Как сообщало ранее журналистам Министерство культуры и туризма Азербайджана, показ фильма планировался и в Тегеране, где также планировалось сделать копию фильма.
 
Историческая справка от Vatan.org.ru:
 
С образованием Сефивидского государства Азербайджан разделяется на полунезависимые беглярбекства, во главе которых стоят беглярбеки. Начиная с того времени наследными беглярбеками Карабаха и Гянджи становятся Каджары из рода Зийад-оглы. Первым беглярбеком Карабаха и Гянджи стал выдающийся политический деятель и полководец Кямаладдин Шахверди-Султан Зийад-оглы Каджар (умер в 1568 году) Когда же после смерти Надир-шаха Афшара на смену беглярбекствам приходят независимые ханства, правителями Гянджинского ханства остаются Каджары из того же рода. Первым правителем этого ханства стал Шахверди-хан Зийад оглы Каджар (1747-1760 года). Последним правителем Гянджинского ханства был один из выдающихся политических деятелей Азербайджана конца XVIII-начала XIX веков Джавад-хан ибн-Шахверди-хан Зийад-оглу Каджар. Родился он в 1748 году в городе Гяндже. Отец Джавада Шахверди был ханом Гянджи с 1756 по 1761 год. Мать Шаряф Джахан-бегин тоже была родом из благородной семьи. У Джавад-хана было три сестры Хуршид-бегим, Тути-бегим и Хейранса-ханум.

Как пишет русский историк Ольга Петровна Маркова "самый больной вопрос внутренних отношений в Закавказье - вопрос о подчинении Гянджи, теперь вновь обострился". Командующим русскими войсками на Кавказе назначается русский генерал, грузинский князь П. Д. Цицианов. Из Тифлиса он пишет Джавад-хану письмо с требованием краткого отчета о его деятельности и просьбой прислать сына Угурлу-хана в заложники, в знак верности и дружбы. Джавад-хан отказывается выполнять требования, поставленные в такой грубой форме, прекрасно понимая, что на этот раз речь идет не о переходе под русское покровительство с сохранением ханства, а о его полной ликвидации. 22 ноября 1803 года русские из Тифлиса направляются в сторону Гянджи. На подступах к Гяндже Цицианов вновь шлет Джавад-хану письмо, в котором в ультимативной форме требует сдачи города. Джавад-хан отвечает, что готов отстоять Гянджу в битве. Как пишет азербайджанский историк Мирза-Адыгезал-бек Джавад-хан, собрав своих людей и войска, двинулся на врага. Сражение завязалось недалеко от могилы великого азербйджанского поэта шейха Низами у местечка Кулу-кобу. Силы были явно неравными, и после битвы гянджинцы, неся тяжелые потери, отходят в город и запираются во внутренней крепости. Русские войска, войдя вслед за ними в Гянджу, окружают цитадель с четырех сторон. В течение месяца на все угрозы и ультиматумы Цицианова Джавад-хан отвечает однозначно: "Что касается сдачи города, оставь эту несбыточную мечту. В Гянджу ты сможешь войти только через мой труп. Понял? Только после моей смерти и никак по другому".
Приближаются зимние холода и Цицианов 3 января 1804 года решается на штурм крепости. Первая атака и попытка штурма крепости по приставным лестницам заканчивается неудачей. Тут же начинается атака с другой стороны цитадели. Несмотря на героическое сопротивление гянджинцев, русским удается захватить основные башни крепости. В битве на стенах крепости в ночь с 3 на 4 января (4 часа утра)1804 года Джавад-хан гибнет от вражеской пули. При штурме на стенах крепости гибнет и сын Джавад-хана Гусейнгулу-хан. Гянджинское ханство, перейдя в состав России, перестает существовать, хотя 26 июля 1826 года сыну Джавад-хана Угурлу-хану удалось взять Гянджу и восстановить на короткий срок ханство. Угурлу-хан отличался необычным мужеством и талантом полководца и до этого дважды со своим небольшим отрядом совершал глубокие рейды в Азербайджан и даже пытался взять Гянджу.
Джавад-хан был похоронен в Гяндже у "Джума" мечети, построенной шах-Аббасом. В 1962 году, якобы в связи с реконструкцией площади вокруг мечети, могила была уничтожена. Останки Джавад-хана местным патриотам удалось сохранить, и уже 27 марта 1990 года они были возвращены на прежнее место. Над могилой был установлен скромный памятник с не совсем грамотной надписью. К счастью Мешадиханым Немят удалось в архиве обнаружить фотографию надгробия Джавад-хана. Оно было изготовлено из мрамора, на котором почерком "насталиг" по-фарсидски очень искусно была сделана надпись: "В этой гробнице покоится беглярбек Гянджи Джавад-хан Зияд-оглы из рода Каджар".
О том, какое большое значение Россия придавала победе над Джавад-ханом и взятию Гянджи можно судить по выпуску наградных и памятных медалей посвященных этому событию и повторному взятию Гянджи в 1827 году. Были выпущены нагрудная серебряная медаль "За взятие Гянджи 30 января 1804 года" и медаль "За храбрость и усердие при взятии Гянджи". Взятие Гянджи в битве с Угурлу-ханом в 1826 году было отмечено выпуском памятной медали знаменитого медальера графа Федора Толстого "Сражение под Елисаветполем. 1826 год". Город был переименован в Елисаветполь в честь жены Николая I.
Во времена правления Джавад-хана Гянджа процветала. Налаживается торговля, развиваются различные ремесла, строятся жилые дома, школы, караван-сараи, мечети. При дворе Джавад-хана собираются учёные, писатели и поэты. Там служил Кербалаи Садых - отец выдающегося азербайджанского поэта Мирза Шафи. После захвата русскими Гянджи дочь Джавад-хана Пусте-ханым взяла Мирза Шафи к себе в управляющие, после Шамхорского сражения Угурлу-хан берет Пусте-ханым с собой в Иран. Внучка Джавад-хана, дочь Угурлу-хана Бадирджахан-бегим, жена последнего карабахского хана Мехти Кули-хана Джаваншира, была известной поэтессой и общественным деятелем. Внук Джавад-хана Келбали-хан Мусахиб писал стихи на азербайджанском и фарсидском языках. Брат Джавад-хана Фатали-бек Зийад-оглу Хали Гянджали был известным поэтом. Рукопись его дивана, написанного в основном на азербайджанском языке, хранится в Институте Рукописей АН Азербайджана. При дворе Джавад-хана творил известный азербайджанский писатель Мохсун Насири. По заказу Джавад-хана он пишет азербайджанскую версию "Тути-намэ", созданной на основе древнеиндийских сказок. Некоторые из потомков Джавад-хана после присоединения к России приняли фамилию Зиятхановых. Сегодня в Баку и в Гяндже можно найти прямых потомков Джавад-хана.
Категория: Алазанская долина | Добавил: Alazan (14 Мая 2009)
Просмотров: 1754
Всего комментариев: 0

[ Получить прямую ссылку на новость ]

Share |
idth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:

Поисковик по сайту

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Каталог сайтов
  • Maarulal.ru
  • Avaristan.info
  • Закатальский музей
  • Газета "Zaqatala"
  • RomPhoto
  • Saxur-INFO
  • Gazavat.ru
  • Ингило
  • Алиабадский сайт
  • Zaqatala-INFO
  • Интернет-РАБОТА
  • WikiLeaks
  • Alazan MUZes
  • El Alazan
  • Alazan BOUTIQUE
  • Alazan IT
  • EaPCommunity
  • OSW
  • Наш Кавказ
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Наши Партнёры

    РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    для иностранных граждан

    Protected by Copyscape Online Plagiarism Finder