В свете развития двусторонних отношений между Азербайджаном и Россией, а также в рамках создания в Азербайджанской Республике особых экономических зон, Закаталы имеет все шансы занять одно из ведущих мест в процессах мирохозяйственной системы на постсоветском пространстве. Однако, эти перспективы затруднены особенностями национальной экономики, для которой до сих пор оказались неподъемными борьба с протекционизмом, сговором на рынке закупок сырья и т.д. Будучи одним из богатых регионов республики, развитие экономики Закаталы, его производственного ресурса доведена до упадничества и находится в зависимости от прихоти воротил теневой экономики., применяющих в борьбе с конкурентами политические технологии. Однако же государство предпринимает ряд мер, которые не сегодня, но уже в ближайшей перспективе, несколько изменять общую картину в экономике на позитивный лад, предоставит равные стартовые возможности каждому труженнику проложить собственную дорогу к успеху и благополучию в бизнесе. Предыстория процесса с этим связанного, уходит корнями в период , когда с распадом СССР бывшие союзные республики, уже в качестве суверенных
государств, стали проводить экономические реформы и включились в
интеграционные процессы охватившие Кавказ. В
этих процессах, наряду с традиционными методами и путями экономического
развития своей страны, эти государства, объединившиеся уже в другие
сообщество (содружество независимых государств-СНГ), принимали меры по
осуществлению новых экономических средств (инструментов), одними из
которых являются свободные или особые экономические зоны (СЭЗ или ОЭЗ). Создание
особых экономических зон (ОЭЗ) в странах СНГ, в качестве одного из
новых экономических инструментов, на высоком уровне рассмотрено еще 15
апреля 1994 года в Москве (Россия) и было подписано соглашение о
создании свободных торговых зон. Однако это соглашение впоследствии не
было реализовано, и в подписанном в сентябре 2003 года в городе Ялта
(Украина) главами стран СНГ соглашении предполагалось создание
свободных торговых зон до 2010 года. Несмотря на это, во многих странах
СНГ уже на протяжении 10-15 лет функционирует ряд свободных
экономических зон и при создании таких зон, в основном, предполагалась
реализация следующих намерений: - усиление проводимых экономических реформ и желание этих стран продемонстрировать экономическую политику «открытых дверей»; - активизация предпринимательства в отстающих секторах экономики и регионов страны, с целью решения социально-экономических проблем, в том числе, снижение уровня бедности и безработицы; - усиление притока инвестиционных ресурсов и инвесторов в эти зоны; - внедрение основных функций инновации, новшеств технологий, науки и прочих. Следует
отметить, что в России уже имеются предварительные обнадеживающие
результаты функционирования особых экономических зон в качестве
прогрессивных экономических инструментов. Так, в настоящее время в ОЭЗ
России зарегистрировано 112 резидентов и в них создано более 5 тысяч
рабочих мест, привлечено инвестиций более 500 млн.долларов США. Важно отметить, что в Азербайджане, который имеет стратегическое и братское партнерство с Турцией, создание свободных зон рассматривалось сразу после распада СССР, однако реальные продвижения в этой сфере не отмечены. К
сожалению, отсутствие комплексного и системного изучения мирового опыта
и концепция правительства по этим зонам мешали реализации применения
подобных эффективных экономических средств в экономических процессах
Азербайджана для усиления интеграции в мирохозяйственную систему.
Однако, отмечает turkey.legal.az, ситуация изменилась после Указа президента Азербайджана И.Алиева
«О создании в Азербайджанской Республике особых экономических зон» (№
538 – 06.03.2007). В Указе отмечена важность создания особых
экономических зон для решения социально-экономических проблем и
применения новых экономических инструментов, инновационных рычагов для
развития реальных секторов экономики страны. В осенней сессии 2008 года
в Парламенте страны прошли обсуждения в первом чтении закона «Об
особых экономических зонах в Азербайджанской Республике» и ожидается
принятие этого закона уже в ближайшее время. В законопроекте отражен
целый пакет документов по налоговым и таможенным льготам и
предполагается, что ОЭЗ окажут серьезное влияние на ускорение
интеграционных процессов, применение элементов инновации, прежде всего
в реальных секторах экономики страны, в том числе в области
информационных технологий, туризма и прочих. Как сообщила в интервью журналистам министр экономического развития
Российской Федерации Эльвира Набиуллина, до настоящего времени между
регионами России и Азербайджана подписано 30 документов о развитии
торгово-экономического и культурного сотрудничества. Еще девять
регионов собираются подписать подобные соглашения. Успешное развитие
торгово-экономических отношений до кризиса и увеличение товарооборота
были возможны между регионами и благодаря пограничному сотрудничеству.
В настоящее время в Азербайджане осуществляют деятельность 500 филиалов
и представительств российских компаний. Кроме этого, со следующего года начнется экспорт азербайджанского
газа в Россию. Официальная Москва также увеличит экспорт из
Азербайджана отвечающих потребностям и качеству российского рынка
продуктов питания, овощей и фруктов, вино-водочной продукции, животных
и растительных масел, орехов, фундука, чая и другой продукции.
|