Согласно народным поверьям,
существующим в Закатала, черепа животных с запятнанных времен
использовались и используются до сих пор в целях оберега, в оккультных
целях. У кельтов он почитался в качестве средоточия священной
силы, которая защищала человека от неблагоприятных сил и даровала
здоровье и богатство. Череп — атрибут индуистских отшельников,
санньясинов, в знак их отречения от мира на пути к спасению. Также
выступает атрибутом грозных божеств тибетского пантеона. Даосских
бессмертных (сянь) часто изображают с непомерно разросшимся черепом —
знак того, что они накопили в своем мозгу огромное количество энергии
ян. Мусульмане связывают обычай вывешивать черепа на строениях и
оградах с известным изречение о том, что судьба человека написана на
его челе, со швами черепа, извивы которых походят на буквы, в которых
де содержится магический текст охраняющий человека и его имущество.
Этот череп на шесте, кстати, мотив уникальный и восходит корнями к
периоду, когда то же самое выделывали с черепами (головами) зарубленных
врагов. Черепа воткнув их на длинный шест,
выставляли высоко над домом, обычно над дымоходом и являлись "стражами
всего дома". Традиция заложенная одними в виду эффективности была
успешно перенята: еще в XVI веке английские короли выставляли
отрубленные головы своих
врагов на Лондонском мосту (т. е. при въезде в Лондон), а турецкие
султаны вплоть до XIX века — на воротах стамбульского дворца Топкапы.
Обычай консервации вражеских голов имел интересную параллель —
употребление в качестве оберега не человеческого, а конского черепа.
Выставление черепов — это чрезвычайно архаичный фетиш, скорей всего
тотемистического происхождения. Культ коня и конского черепа, в котором
якобы воплощен могущественный дух, играл существенную роль
в первобытных обрядах различных народов. Иван Шопен и вовсе считал
Алазань - синонимом культа Коня у народов Алазании. Впрочем если
набрать в сети слово "alazan" можно и сегодня увидеть как он
идентифицируется в некоторых языках с конём (лошадью). Причем, именно с
конем гнедого цвета. Название Кабахчоли некоторыми этнографами по
праву относится к понятию "къаба чалал", т.е. "дикие кони".
предполагается, что на территории нынешнего населенного пункта
Кабахчоль (современный Белоканский район) раньше водились (паслись) в
огромном количестве дикие лошади и нард Алазании их приручал. Это дало
возможность хурритом, в пору Бронзовой революции, освоить края и веси
далеко за пределами Кавказа находящиеся. Более того, череп коня на кол
насаживали для того, чтобы узнать, живет или нет в этом доме мужчина
призывного возраста, дабы быть быстро призванным в ополчение. Дымы
(хозяйства), в которых небыло такого человека выставляли череп
крупнорогатого скота - символа земледелия и оседлого хозяйства. В
древности конь был также солярным животным, т.е. связанным с культом
Солнца. Коней (нередко с колесницами) приносили в жертву богу Солнца
самые различные народы, включая ариев, массагетов, персов, иудеев,
спартанцев и т. д. В глубокой древности Солнце вызывало почтение и
страх, а стихия огня,
разрушительная стихия, явилась стадиальным эквивалентом солнечного
пламени, солнца в его зените, одинаково светящего и побеждающего зло.
Во таков экскурс к теории о Стране огней, которую мы находим в
этимологии слова Азербайджан и ЦIор/ЧIар, которые соотвественно
восходят к эзотерису "Страна огня/Город Солнца".Таким образом,
проникшись желанием понять с чего это в закаталах вывешивают черепа
конские мы находим такую вот разгадку. А в целом, конь символизирует
интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство,
быстроту мысли, бег времени. Это типичный символ плодородия, мужества и
мощной власти. Власти, которая позволяла предкам, прежде всего,
совладать собой и устраивать очаг свой. P.S.: Одна из древних джарских загадок:"Испиру гьи-гьир, гьоро тIанкIа-тIанкI. Бикьра рачI бараб кьургъараб лачен". Отгадка:гнедой и вольный конь.
|