В XVI-XVIII вв. на границе Азербайджана, Грузии и Дагестана существовал союз Джар-Тальских (Джаро-Белоканских) вольных обществ, где сохранились архаичные формы и структуры исторически формировавшегося на этой территории института охраны границ. Это влиятельное на Кавказе военно-политическое образование фактически выполняло функции наемного войска и арбитража в конфликтах ханств. Источники дают сведения о временном или постоянном нахождении Джарского войска в Карабахском, Ширванском ханствах, Грузии. Гамба пишет, что альянс с ними был всегда желателен для соседей. Они в разные эпохи составляли особые части у турков, персов, Грузии, и старый Ираклий имел постоянно их на своей службе. Они являлись силой, поддерживающей внутренний порядок в Картли-Кахетинском царстве. Традиционный статус хранителей границ позволял вольным обществам сохранять свою независимость при номинальном принятии власти централизованного государства и получать от него владения и также денежные средства за военную службу. Ханвей отмечает, что джарцы не платили налогов, наоборот, издавна сами получали от шахов денежные средства, отпускавшиеся им за их якобы сторожевую службу на окраине государства. Царская Россия также хотела отвести Джару эту традиционную роль хранителей границ, в точности повторяя условия турецких фирманов. Внутренний строй обществ, представляющий синтез феодальных и общинных отношений, существующие здесь поземельные отношения между аварскими вольными обществами и подвластными ингилойскими и мугальскими селениями являлись анахронизмом для своего времени. Архивные материалы показывают, что кахетинские крестьяне целыми селениями добровольно отдавались под покровительство Джара. Можно предположить, что между джарцами и ингилоями издавна существовал союз джар (араб. защита, покровительство), что означал одностороннюю обязанность предоставления убежища между различными кровнородственными группами. Источники сообщают, что на подвластных крестьян кроме других обязанностей возлагалось содержание горных караулов. Возможно, изначально термин кешкел, означающий здесь арендную плату или арендованный участок, был связан с этой караульной службой (кешик). Термин кешкель также можно соотнести с перс. кёшк - феодальное имение, крепость, что позволяет связать его с зачатками крепостничества. Эквивалентный кёшку арабский гаср был связан с институтом маула, который, как и институт джар, обеспечивал покровительство патрона. Источники также сообщают о массовых побегах крестьян в Джары из Ширвана, Мугана. Помимо существующих здесь демократических принципов, как в поземельных отношениях, так и в управлении, этому способствовало и то обстоятельство, что Джар-Тала не признавала существующий в Сефевидском государстве запрет о принятии беглых крестьян, оставшийся еще со времен монгольской империи. Этот процесс можно сравнить с образованием казачества на Северном Кавказе, побегом крепостных крестьян, беглых сходцев на вольный Дон и Терек. Примечательно сходство термина казак, обозначающего вольных людей, работающих по найму или нёсших военную службу в пограничных районах, с термином хазак в Дагестане и Джарах, означающего невольника или крестьянина арендатора. К этим значениям следовало бы добавить казак (казачок) - слуга. В Джарской летописи захваченные джар-тальцами пленные обозначены словом завыл (араб. человек, работник). В Джарах термин казах (невольник) был эквивалентен этнониму ингилой, как и аварский гурги означал невольника. Такое же двойственное значение на Кавказе имел термин лаг (человек), который обозначал служивого (человека), дружинника и слугу (ср. лакей-слуга), с ним же связан лек (лезги) - наемный работник, наемный воин (ср. легион-наемное войско). Относительно термина казак Лавров полагал, что он имел какое-то социальное значение, положившее отпечаток на название различных этносов в форме казак, казах и косог (кашак), как и термин (черик? - С.С.) - на этнонимы черкасы (украинцы), шерикес (казахи) и черкес (кавказцы). В Джарской летописи требоваемое Сефевидским государством войско с завоеванных областей южного Дагестана или с Джар-Тала обозначены словом рихан (араб. заложники), что можно сравнить с повинностью дань кровью и кошун у арабов в раннем средневековье. Эта повинность отмечается у Сельджуков и в Сефевидском государстве, где отряды воинов-заложников, составляющие кошун, относятся к освобожденным от податей социальному слою - маафам, которых можно сравнить с тарханами (свободные). В хурритской среде древней Передней Азии отмечаются общества эхелена (освобожденные), эвро (эбуру), и связанная с ними воинская повинность ильку. Термины абра, ульке встречаются в налоговых системах Средневекового Востока. При Тимуридах и в Сефевидском государстве термин ульке означает право на владение за определенную службу. В Джар-Тальских обществах термин ульке (урька), обозначающий владения, выданные вольным обществам на кормление, т.е. кешкельные участки, переводится как окраина. Можно провести параллели с институтом уджи (окраина) у Сельджуков, или же беклербеками в Сефевидском государстве, а также с институтами джаванмардства, паробок, что позволит рассмотреть социальные институты, существующие в государственных и негосударственных структурах, как архаичные и эволюционные формы общей системы, которая формировалась в раннем средневековом Востоке на основе более древних традиций. Учитывая контакты древней Передней Азии и Причерноморья и также то обстоятельство, что арабы при завоевании Аррана (Албании) восстанавливали военно-стратегические укрепления, принадлежащие бывшим марзбанам, можно связать этимологию Джара (Цор) с институтом джар, дословно означающим ограда, как и сур (асвар). Известно, что в Джарах проходила Сасанидская стена, которая входила в комплекс оборонительных сооружений этой пограничной области. Интересно, что в Вавилонских и Египетских текстах северные проходы и ограды называются Джару (Чалу, Залу), что можно сравнить с названием Дербенда - Джора (Чола, Сул). Малоазиатский и Кавказский Тавр (араб. таур-граница) для государств Передней Азии с древнейших времен исполняли функцию границы с севером.
По матенриалам Международной конференции, посвященной 90-летнему юбилею акад. А.М.Анакидзе: Археология, этнология, фольклористика Кавказа, Тбилиси, 2004
Севда Сулейманова. Охрана границ Кавказа:Архаичные формы института охраны границ на Кавказе в XVIII веке//ethnoglobus.com
|