События XIX-XX вв., особенно такие, например относительно широко известные в мире науки, как Кавказская война и Имамат 1877 г.(1), а также -происходившие в период установления советской власти на Северном Кавказе, показали, что чеченцы и аварцы уже давно являются особо крупными по численности и сильным в военном отношении коренными народами восточно-кавказского региона.
В 1834 г. российский офицер И.И.Норденстамм, впоследствии вице-председатель финляндского сената, написал, что из народов обитающих на Северо-восточном Кавказе выделяются коренные племена. Являются же таковыми, по его мнению, горные вайнахи, обитающие в основном к западу от реки Аргун (между главным и скалистым хребтами) и лезгины, под которыми подразумевал носителей, в первую очередь, аварского языка, живущих в бассейне Сулака и на левобережье Алазании. Затем, И.Норденстамм добавляет к своему тексту , что как считают многие высокообразованные и наблюдательные люди, жившие в его время , от указанных двух восточнокавказских этносов идут все остальные местные по происхождению этнические группы, проживающие в регионе именно от них двоих эти люди, обозначенные в его записке -получившие европейское образование , и производят последние (2). Между двумя северокавказскими национальностями современной Российской Федерации - между чеченцами и аварцами существовала издавна довольно прочная связь, причем -разносторонняя. Она была в течении весьма долгого времени -следует здесь отметить, что гораздо более сильной, чем связь между чеченцами и, что небезынтересно, близкородственными для них ингушами, то есть между двумя обитающими по соседству северокавказскими народами, у которых ныне не только одна вера, но и практически один язык. (3) Истоки этой, на первый взгляд, вроде бы странной аваро-чеченской связи - общественно -политической, кровнородственной, экономической и культурно-религиозной -предмет для размышления. Они идут вполне возможно - из глубин языкового родства двух названных здесь северо - северовосточнокавказских мусульманских народов, правда, родства весьма отдаленного (4) из факта их длительного проживания по соседству, что имело место в горах и предгорьях Восточного Кавказа (5), а на благодатной чеченской равнине -даже, думается, вперемешку друг с другом (6) из неоднократного совместного противостояния этих двух коренных кавказских этнических единиц российскому -казачьему и государственному -напору в направлении Черных гор Чечни, имевшему в XVI-XIX вв., а также возможно, из совместной борьбы их обоих против пришлых кочевников эпохи средневековья -могучих тогда выходцев из Центральной Азии. Немаловажным фактором в деле формирования отношений особой близости и теплоты между аварцами и чеченцами XIX-XX вв., - частью коренного населения Южного Федерального округа РФ - их прошлой готовности идти на помощь друг другу с саблями и ружьями в руках, сражаться с пришельцами, не жалея тут сил и даже своих жизней, было долговременное существование на Северо-восточном Кавказе некоторых, местных по происхождению государственных образований. Прежде всего, следует назвать здесь княжество с центром в авароязычном с. Аргвани (Гумбетовский район РД), чьи феодальные правители (XIV-XV вв.) видели, однако, свои корни в адыгоязычной Абадзехии, то есть в черкесской этнической среде, и в вейнахской Нашхе (Небезызвестный Шамиль Басаев происходит из вайнахской фамилии XVII в., которая является ответвлением рода князей Аргванийских, в связи, с чем в данной фамилии считалось хорошим тоном знать аварский язык), откуда, кстати, вели свое происхождение многие особо влиятельные чеченские кланы-тейпы. Еще больше внимания заслуживает в изучаемой аспекте другое государственное образование, возобладавшее позднее над аргванийцами по причинам, над которыми необходимо долго размышлять - сильное в военном отношении княжество Гумбета и Чечни. Имевшее достаточно обширную территорию и много численное разноэтническое население, последнее - политическая и, одновременно, общественная структура горцев Северо-восточного Кавказа - характеризовалось тем, в интересующем нас аспекте, что во главе его стояла династия Турловых (XVI-XIX вв.), являвшаяся ветвью рода правителей Аварстана, сидевших исторически в горном Хунзахе.
Династия Турловых получила свое наименование свое от старинного мужского имени собственного, которое аварцы произносили Турурав Турулав (ТIурурав ТIурулав), чеченцы Турло (ТIурло), а русские причем с начала XVII в., Турлов. Первоначально, эти Турловы (по происхождению своему потомки Андуникнуцала II)правили лишь на части территории северо-восточного Аварстана. Имеется ввиду здесь бассейн речки Тляратинки, впадающий с северной стороны в Андийское Койсу, то есть - исторический Гумбет, в состав которого входила лишь левобережная часть нынешнего Гумбетовского района РД., да и не вся - без таких известных селений, как Инхо и Килятль. Российский архивный материал дает тут определенное основание думать, что основатель названной восточнокавказской династии, то есть Турловых - князь Каракаши, первоначально (в конце XVI в.) сидел в качестве правителя в других местах. Имело место это где-то между Хунзахом и, наверное, Гидатлем но есть и несколько отличное мнение- это было якобы на берегах Кара-Койсу , на территории нынешнего Чародинского района В переделах 20-40-х гг. XVII в. Подвластная указанным династиям северокавказская территория, расположенная в пределах Сулакского бассейна и являвшаяся весьма ограниченной частью обширного нуцальства Аварского, значительно расширилась, хотя еще не совсем ясно какими методами и путями Турловы стали теперь править, наряду с Гумбетом , также и на землях лежащих к северу и северо-западу от Андийского хребта - в среднем и нижней частях бассейна реки Аргун(начиная примерно от сел. Дубаюрт и до Ханкалинского хребта, имея, при этом, зимние пастбища - кутаны на Сунжеском правобережье) и на прилегающих территориях, то есть в нынешней Чеченской республике. Предпосылки же для этого явления начали формироваться еще во второй половине XVI в., после аннексии Астраханского ханства (авар. Аштархан) московитами. Под властью данной династии, имевшей Хунзахское происхождение, находились с указанного выше времени, таким образом, уже два исторически сложившиеся округа Северо-восточного Кавказа. Там утвердились, в конце концов, различные, хотя и родственные языки. Первый из них - горный авароязычный Гумбет (тюрк. Гюн-бет), который называли в пределах регион также Бактлулал (Бакълъулал - по аварски) и Мелардой (по - чеченски). К началу XIX в. хунзахская знать числила в составе его, кстати, следующие селения - Аргвани, Артлух, Данух, Ингишо, Ичичали, Мехельта, Тлярата, Сиух, Цилитль, Цунди и Шабдух. На несколько же десятилетий раньше этого (70-е годы XVIII в.) в составе Гумбета находились - по сведениям немца-академика, состоявшего на российской службе, - такие селения, как Аргвани,Артлух,Ингишо,Ичичали,Мехельта,Сиух,Цилитль и Шабдух, в которых проживало тогда порядка 1500 семей. Есть впроче , сведения, что к середине XVIII в. гумбетовцев было значительно меньше -лишь 1030 дворов, а также российские военные начала XVIII в.считали, что Гумбет (с центром в с. Мехельта ) состоял из 19 авароязычных деревень. Второй из округов, пребывавших под властью Турловых - равнинный Чечень, где уже более двухсот лет полностью преобладает вайнахский по языку этнический элемент, хотя, в ходе завоевательных походов Чингизидов и их полководцев, а главное - после монгольскую эпоху, там заняли преобладающие позиции прошлых этносов. Среди них главное место было, у тюркского - кыпчакского языка, от чего пошел кумыкский.
Этот Чечень Северного Кавказа представлял собой сухопутную территорию известную в русских источниках XVII в. Как Уварское - по генезису правящей верхушки - малое или младшее владенье. В первой половине XVIIIв. русские военные администраторы описывали данный округ Северо-восточного Кавказа как состоявший из 9 селений, в том числе Алда, Астанкул, Атага, Башин-Баха-аул,Гаджиаул, Хамбатаул,Сюйра-Корт,Чахкири и Чеченаул (авар. Чачан). В 40-е годы XVIII в. согласно русским данным, во власти Турловых находились следующие чеченские селения - Чеченаул,Малый Чечен,Атага,Истису и Топли. Вышеупомянутый немецкий автор 70-х гг. XVI - XVII вв. включал в состав Турловского округа - Атагу, Гаджиаул (примерно 500 дворов),Чахкиру,Чеченаул (примерно500 дворов), Янгикент (на сунженском правобережье) и др. селения. Знаменитый кавказовед первой половины XIX в. А.Бакиханов, обозначал первоначальную территорию Чеченского округа, попавшего в XVII в руки Турловых, как состоявшую из Чечен - Тала (местоположение старого Чеченаула и д. вайнахских поселений, имеющих в средней нижней частях бассейна Аргуна), представлявшей собой огромную, возможно, искусственную поляну - тала, окруженную непроходимыми лесами из части бассейна реки Шалинки, где стоят(с XVII в.)чеченские крупные населенные пункты Герменчук и Шали, в каждом из которых стояло во второй половине XVII в.примерно 300 дворов из местности Атага и проч. Турловы в XVII в. Не ограничиваясь административно-политической и военной властью над двумя указанными выше восточнокавказскими округами, предпринимали попытки подчинить себе, вооруженным путем другие земли региона. Здесь можно назвать Андийское общество, расположенное в бассейне Сулака, которое традиционно, подчинялось напрямую правителям-нуцалам Аварстана, и еще -вайкахский уезд Чеберлой в Чеченской Республике.(7) Столицей Турловых было вначале труднодоступное гумбетовское село Мехельта, хотя село Аргвани-крепость на пути из Прикаспия в Закавказье- сохраняло, как видно, свое значение в их государстве. Там, в горном Мехельта стояли- еще в первой половине XIX в., их дома, а точнее -небольшие, внутрисельские замки, которые были тогда целы, что в общем то не удивительно. Такой взгляд возникает, что 20-30-е годы XIX в., часть гумбетовцев платила подать...бекам из ветви фамилии Турловых, жившим тогда на берегах Терека, но имевшими какие то особые связи с селением Аргвани. Не разрывая своих исторически сложившихся связей с аварским населенным пунктом Мехельта -стоящим на границе горного Дагестана, с течением времени ставшим для них местопребыванием, лишь преимущественно молодых поколений(там они обретали физическое здоровье, полностью осваивали аварский язык, завязывали прочные связи с поразительно стойкими в бою горскими воинами).Турловы сделали примерно со второй половины XVII в. своей столицей сел. Чеченаул. Последний как известно, являет собой поселение, получившее наименование, возможно из монгольских языков (в XVIII в. монгольский приграничный отряд стоял вблизи берегов реки Терек, в стороне Дербентской),а расположенное в равнинной части Чеченской республики довольно близко от притеречья, в местности хорошо защищенной лесами и болотами. Следует отметить, что при всем этом Турловы, которые теперь (XVII-XVIII вв.) базируются по большей части в Приаргунье, сохраняли наследственные жилища-замки (авар. гьундул) и в далеком Хунзахе, являвшемся столицей всего Аварстана со времен еще Сарирской державы. Данный населенный пункт лежащий в пределах центральной части Сулакского бассейна, представлявший для Турловых родину их предков и, одновременно, являвший в XVII в. достаточно благоустроенным горским городом,- по российским меркам указанного столетия, достаточно крупным-они тогда посещали и подолгу жили в нем.
Основная масса северокавказского населения, признавшего над собой власть Турловых (особенно свободные скотоводы, земледельцы и профессиональные воины), говорила в XVII-XVIII вв. на аварском и чеченском языках. При этом , однако, в некоторых населенных пунктах, отличавшихся смешанным составом населения из числа расположенных по р.Аргун, в современной Чечне (в Шали, Гаджиаул, Чеченаул), преобладал вXVIII вв.кумыкский язык. Немецкий разведчик Я.Рейнеггс утверждает, что в его время атагинцы(1100 дворов) и топлинцы (200 дворов) являлись частью чеченского -вейнахского народа, состоящего из 1200 родов, но вот гаджиаульцы,шалинцы и жители еще двух соседних селений чеченского языка разуметь не могут, ибо они произошли от татарского роду. Сюда же примыкает указание И.-Г.Гербера (1728 г.), опиравшегося в своей работе на российские разведывательные органы, который написал, что есть народ чеченский, чей язык - татарский. Подтверждает сказанное также и следующая характеристика И.А.Гильденштедта-Гумбет подвластен кумыкскому князю, находящемуся в Чечене. Здесь же, допустимо будет отметить, что в конце XIX в начале XX вв. родным языком Турловых, живших в притеречных селениях Чечни в статусе крупных земледельцев, был согласно этнографических данных, кумыкский диалект тюркского языка, выступавшая тогда в статусе средства межэтнического общения в равнинной части Северного Кавказа. Названные северокавказские дворяне при том знали, конечно, в своем происхождении из аварского Гумбета и, соответственно, старались не забывать аварский язык -наследие славных предков полностью. Среди Турловых вышеуказанного времени считалось престижным произносить в речи аварские фразы. Турловы, после своего переселения из древнего Хунзаха (в качестве правителей территории и владельцев земель, в первую очередь горных пастбищ, с чего шел хороший доход) в гумбетовский пункт Мехельта, где ими была построена крепость (городок), а затем перехода их уже оттуда в вейнахское место Чечена -тала, а также в Шали и Атагу , не ограничили себя политикой лишь гумбетовской и чеченской. Имеется в виду политикой лишь праргунской, по ее локализации. Середине XVII в., они еще занимались различными политическими по характеру вопросами, касавшимися всего горного Аварстана, в том числе Хунзахского плато и земель расположенных в бассейне р.Кара-Койсу. Об этом свидетельствует письмо Карахского общества адресованное Дугри -нуцалу Аварскому и его вассалам из династии Турловых- князю Загаштуку и его братьям. Указывает на сказанное здесь и старинный плач, составленный по аварски в Хунзахе, что имело место в связи с убийством оротинцами хунзахского военачальника XVII в., которого звали Иса. Из слов этого уникального, для Дагестана, плача (ТIурурав нуцалил гIиссин нуцабиГIиса ЧIинкIвав гIадин харид рухIаги!... ТуманкIул цIад байги дугърил гьундузде) что в XVII в. члены династии Турловых были не только замешаны во взаимоотношения столицы нуцальства и его периферии, но и, по крайней мере в лице своей молодежи, проживали в далеком горном Хунзахе, в Больших Уварах (Южные княжичи -дети князя Турурава, да будут [они] сожжены порохом, подобно тому, как сжег этот порох [моего сына] Ису в [местности] Чинква! ... Да прольется дождь ружейных пуль на дворец Дугри -нуцала...). Понятно. Что молодые Турловы в XVII в. пребывали там. На земле столицы Аварстана, в своих собственных, а не в чужих домах- замках. (8)
Комментарии
1.В дагестанской историографии отмеченные события изучил впервые, причем на основании многочисленных источников, Р.М.Магомедов (см. Магомедов Р. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля) . Махачкала , 1939 Он же. Восстание горцев Дагестана в 1877 г., Махачкала 1940) 2.Об этом см. Описание Чечни с сведениями этнографического и экономического характера , составленное кап. Ген. Штаба И.И. Норденстаммом.- в книге Материалы по истории Дагестана и Чечни - первая половина XIX в. Махачкала, 1940,с. 305 3.В нахскую группу языков Восточного Кавказа входят- чеченцы, ингуши, бацбийцы и кистины (см. Брук С.И. Население мира - этнодемографический справочник. М. 1981, с. 234), общей численностью порядка 2 млн. человек, причем перспективой дальнейшего их довольно быстрого умножения. 4. Они оба входят в нахско-дагестанскую семью кавказских языков (см. Брук там же с. 234), численность членов которой достигает ныне порядка 5 млн. чел., причем это только в пределах СНГ. Нахо-дагестанцев в настоящее время уже больше, чем картвелов, и причем, через 20 лет численность первых увеличится. 5.Норденстамм И.И. пишет в 1834 г., что в горах и предгорьях Северо-восточного Кавказа располагались - к югу от земель с чеченским населением места уже занятые лезгинами (см. описание Чечни. Ст. 307) 6. В составе большого количества крупных чеченских послений Северо-восточного Кавказа имеются, как известно, аварские по происхождению фамилии-тейпы (сюли, мелардой, эргъеной, джай и т.д) и даже целые кварталы. Мало того, предания предгорной и горной Чечни и чеченская топонимика наводят на мысль о существовании прошлом (до ликвидации русскими 2-й половины XIX века мелких поселений в равнинной Чечни, через сселение определенных групп последних в одно какое - либо место и создание , таким образом , крупных сел с чеченским языком, жителе которых контролировать было имперской администрации относительно легче) на Чечнской равнине обособленных маленьких поселений , состоявших из хунзахцев-аристократов (джай). Как и из других аварцев. 7.Оразаев Г.М.-Р, Ахмадов Я.З. К истории политических связей Чеченского феодального владения с Россией в XVII-XVIII вв. Роль России в исторических судьбах народов Чечено-Ингушетии. Грозный 1983, с.30-41 Феодальные отношения в Дагестане, XIX -начало XX в.- архивные материалы сост., пред. И примеч. Х.-М. Хашаева. М., 1969, с 265Еропкин Д.Ф. Реестр горским владельцам, 1732 г. в книге История, география и этнография Дагестана- архивные материалы. М., 1958, ст.123 ( далее ИГЭД) Бакиханов А-К.А.Гюлистани-Ирам.Баку, 1926,с.90 Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 гг. Т.1 СПб.1869. с.122,123,258 Русско-чеченские отношения - вторая половина XVI-XVII вв.- сборник документов выявление , сост., введн., коммент. Е.Н.Кушевой. М., 1997, с.207,215 Агларов М.А., Айтберов Т.М. Повествование об Алибеге Андийском и его победе над князем Турулавом Баклуальским, как источник по истории Дагестана XVII в. в книге Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII-нач. XIX вв.Махачкала , 1981,с.123-131 Ахмадов Ш.Б. Чечня и Ингушетия в XVIII- начале XIX в. Грозный, 2002, с.217,239,240Полиевктов М.А. Экономические и политические разведки Московского государства в XVII в. на Кавказе. Тифлис,1932,с.31Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен до конца XVIII в.М. 2001, с 306 ЦГА ДАССР, ф. Кизлярский комендант, ф.3627,ч.5, л.68 об Приложения, № 3Ахмадов. Чечня и Ингушетия, с. 238,239,243,245,249,253 Гольденштедт И.А. Географическое описание Грузии Кавказа,СПб., 1809, с. 85. 8.Хашаев Х.М. Общественный строй Дагестана в XIX в. М.1961, с. 137 Ахмадов. История Чечни, с.306 ИГЭД,с. 123ИсаеваТ.Г. Феодальные владения на территории Чечено-Ингушетии в XVII в . в книге Вопросы истории Чечено-Ингушетии. Т. II Грозный ,1977, c. 82-98, Приложения, №4 Хайдарбек Геничутлинский Историко-биографические и исторические очерки. Махачкала , 1992, с.44Кушева. Русско -чеченские отношения , с.17 Рашид ад-Дин. Сборник летописей- в кн. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов относящихся к истории Холотой Орды, Т.II. М.-Л.,1941, с. 55 Гаджиев Б.Г. Якоб Рейнеггс о Чечено-Ингушетии. В книге Вопросы политического и экономического развития Чечено-Ингушетии (XVIII начало XXв.).Грозный,1986,с.26,27 Гербер И.-Г. Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря , 1728 г. - в книге. ИГЭД. С.70 Гольденшдендт. Географическое описание , с. 85,86.
Литература
1.Абурахман из Казикумуха. Книга воспоминаний пер. М-С.Саидова, под ред. и т.д. А.Р.Шихсаидова и Х.А.Омарова . Махачкала ,1997. 2.Агларов М.А., Айтберов Т.М. Повествование об Алибеге Андийском и его победе над князем Турулавом Баклуальским , как источник по истории Дагестана XVII в. в книге Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII - начало. XIX в. Махачкала,1981 3. Айтберов Т.М. Источники по истории Аварии XVI - XVIII вв.- в книге Развитие феодаьных отношений в Дагестане , Махачкала , 1980. 4. Айтберов Т.М. материалы по хронологии и генеалогии правителей Аварии- в книге Источниковедение средневекового Дагестана, Махачкала, 1986. 5.Айтберов Т.М. О древнейших формах обычного права в Дагестане и об актуальных проблемах его изучения ,Махачкала,2004. 6. Айтберов Т.М. Хрестоматия по истории права и государства Дагестана в XVI - XIX вв. Ч.I, Махачкала,1999. 7.Айтберов Т.М. Эпистолярные и документальные материалы о классовой борьбе в Аварии, Казикумухе и Табасаране в XVII в. - в книге. Классовая борьба в дореволюционном Дагестане , Махачкала, 1983 . 8.Акты, собранные кавказской археографической комиссией. T.III,IV Тифлис (ниже как АКАК) 9.Алиев Б.Г.Союзы сельских общин Дагестана в XVIII - первой половине XIX в.Махачкала, 1999. 10.Алироев И.Ю. Нахские языки и культура. Грозных, 1978 11. Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов, Грозный ,1990 12.Ахмадов Ш.Б. Чечня и Ингушетия в XVIII- начале XIX в, Грозный ,2002 13.Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен до конца в XVIII в., Москва , 2002 14.Ахмадов Я.З. К вопросу о социальном строе Чечни в в XVIII - в книге Вопросы истории Дагестана -досоветский период., вып. I,Махачкала ,1974 15.Ахмадов Я.З. Очерки политической истории народов Северного Кавказа в в XVI- в XVII вв.Грозный, 1988 16. Бакиханов А.-К.А. Гюлистани Ирам. Баку,1926 17.Белокруов С.А. Сношения России с Кавказом .М. 1889 18.Боголепов Н. Учебник истории римского права,М., 1900 19.Босфорт К.Э. Мусульманские династии - справочник по хронологии и генеалогипер. П.А.Грязневича.М., 1971 20.Брук П.Г. Население мира - этно-демографический справочник, М. 1981 21.Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г. Т I ,СПБ., 1869 22.Вочточные источники по истории Дагестана - сборник татей и материалов ,Махачкала , 1980. 23.Гаджиев В.Г., Якоб Рейнеггс о Чечено- Ингушетии. В книге Вопросы политического и экономического развития Чечено-Ингушетии (XVIII-начало XX в.) Грозный ,1986 24.Гамрекели В.Н. Документы во взаимоотношениях Грузии с Северным Кавказом в XVIII в. Тбилиси,1968 25.Гамрекели В.Н. Межкавказские полиэтнические и торговые связи Восточной Грузии - документы и материалы, вып. I, Тбилиси, 1980 26.Гербер И.-Г. Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря, 1728 г. - в книге История, география и этнография Дагестана - архивные материалы , М. 1958 (ниже ИГЭД) 27.Головчанский С.Ф. Первая военная экспедиция против чеченцев в 1758 г., - в книге - Записки Терского общества любителей казачьей старины, № 11, Владикавказ,1914 28.Гриценко Н.П. Социально-экономическое развитие притеречных районов в XVIII- первой половине XIX в. Грозный , 1961 29. Гольденштедт И.А. Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа , СПб, 1809 30.Дандамаев М.А. Вавилонские писцы, М. , 1983 г. 31. Движение горцев Северо-кавказского Кавказа в 20-50 гг. половине XIX в. сборник документов сост.Гаджиев В.Г. и Рамазанов Х.Х.,Махачкала ,1959 32.Джидалаев Н.С., Айтберов Т.М. Чанка. - в книге Тюркско-дагестанские языковые взаимоотношения, Махачкала ,1985 33. Джидалаев Н.С., Айтберов Т.М. о термине уздень на Северо-восточном Кавказе., в книге Социальная терминология в языках Дагестана, Махачкала, 1989 34.Еропкин Д.Ф. Реестр горским владельцам,1732 г. - в книге ИГЭД. 35. Зубов П. Картина Кавказского края, принадлежащего России и сопредельных земель, ч , 3, СПб., 1835 36.Исаева Т.А. Феодальные владения на территории Чечено-Ингушетии в XVIII в. - в книге Вопросы истории Чечено-Ингушетии. Т II, Грозный ,1977 37.Кабардинорусские отношения в XVI-XVIII в. т. I-II, М., 1957 38.Крестянская война под предводительством Степана Разина - сборник документов, т. IV. М.,1976 39.Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. М. , 1963. 40.Лавров Л.И.Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском , персидском и турецком языках, ч. 3,М. 1980 41.Лебек С. Происхождение франков - V-IX вв. Москва,1993 г. 42.Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев . вып. II Одесса ,1883 43. Магомедов Р. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля, Махачкала, 1939 44. Магомедов Р. Восстание горцев в Дагестана в 1877 г. Махачкала , 1940 45. Марковкин В.П. Памятники зодчества в горной Чечне . в книге Северный Кавказ в древности и в средние века, М..1980 46. Материалы по истории Башкирской АССР, ч.1, М-Л., 1937 47. Описание Чечни с сведениями этнографического и экономического характера , составленное кап. Ген. Штаба И.И. Норденстаммом. В книге Материалы по истории Дагестан и Чечни - первая половина XIX в., Махачкала,1940 г. 48.Оразаев Г.М-Р. Памятники тюркоязычной деловой переписки в Дагестане XVIII в. Махачкала ,2002 49.Оразаев Г.М-Р., Ахмадов Я.З. К истории политических связей Чеченского феодального владения с Россией в XVII-XVIII вв. в книге Роль России в исторических судьбах народов Чечено-Ингушетии, Грозный1983 50.Памятики дипломатических отношений Московского государства с Польско-Литовским государством , т.5,М., 1913 51.Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XI вв.Л.1966 52.Полиевктов М.А. Экономические и политические разведки Московского государства в XVII в. на Кавказе, Тифлис , 1932 53. Потто В. кавкзская война в отдельных очерках , эпизодах, легендах и биографиях, т.2. СПб,1888 54.Ранковски М. Обычное право в многонациональном государстве - албано-косоварский канун в Османской империи и Югославии . рукопись 55.Рашид ад-Дин сборник летописей , в книге Тизенгузен В.Г. Сборник материалов относящихся к истории Золотой Орды , т. II, М.-Л., 1941 56. Русско -дагестанские отношения XVII - первой четверти XVIII в. -документы и материалы,Махачкала,1958 57. Русско-дагестанские отношения в XVIII - начале XIX в. - сборник документов сост. В.Г.Гаджиев ДМ.С. Габиев, Н.А Магомедов, М., 1988 58. Русско-чеченские отношения, вторая половина XVI-XVII вв сборник документоввыявление , сост., введ., коммент. Е.Н.Кушевой,М., 1997 59.Саидов К. Заметки о Чечне. В книге - Пантеон ,т. 23 кн. 9. СПб., 1858 60.Сотавов Н.А. Северный Кавказ в русско - иранских и русско-турецких отношениях в XVIII в От Константинопольского договора до Кючюк-Кайнарджийского мира,1770-1774 гг., М., 1991 61.Саидов М. Аварско-русский словарь, М., 1967 62.Ставропольские ведомости ,№ 7, 9. 1858 63.Сулейманов А.С. Топонимия Чечено - Ингушетии,ч. I, Грозный ,1976 64. Томсинов В.А. Хрестоматия по истории государств аи права зарубежных стран - древность и средние века , М., 2001 65.Феодальные отношения в Дагестане, XIX - начало XX в.- архивные материалы сост., пред. и примеч. Х.-М. Хашаева, М., 1969 66.Хайдарбек Геничутлинский. Историко- биографические очерки. Махачкала .1992. 67.Хашаев Х.М. Общественный строй Дагестана в XIX в. М., 1961 68. Хрестоматия по истории Древнего Востока под ред. М.А.Коростовцева.т I. М., 1980 Аваро -чеченские правители из династии тТурловых и их правовые памятники XVIII в. (Гумботовцы в средневековой и новой истории северо-восточного Кавказа) Махачкала -2006 г.
Опубликовано: ethnoglobus.com
|