Жили-были…
На любви к родине сегодня спекулируют все кому не лень, но только тот знает, что такое любить, кто отдаёт ей больше, чем забирает. Однако, так сложилось, что все по-разному понимают и прошлое, и настоящее того или иного народа, тем более, что очень часто понимают его не совсем правильно и процесс отдачи сугубо персонализирован.
И всё-таки, ныне простой люд аварского народа, где бы и как бы он ни жил, более патриотичен, чем его элита. Да, в России, и в Азербайджане официальную историю трактуют по-разному, но на то она и официальная. Что греха таить, нынешние школы не удовлетворяют нужд народа на развитие и сохранение знаний по истории края, родному языку и литературе. Если не сказать, что нынешнее положение в сфере образования на территории бывшего СССР представляет собой рассадник противоречий, территория надлома ценностей, маховик перемалывающий самосознание и выращивающий из подрастающего поколения серых обывателей с букетом комплексов национальной неполноценности.
Но отсутствие достоверных литературных источников по истории народа, одновременно, заставляет проявлять сноровку и открывает в эпоху глобальной информационной сети и технического прогресса огромные возможности. У закавказских аварцев - джарцев, к примеру, невероятной популярностью в последнее время пользуются и в ходу аудио-видео-записи с отчётливой ноткой патриотизма. Это не фанатизм, а своеобразная форма проявления любви к отечеству, которую сегодня нельзя считать разделённой и счастливой: за такую шалость джарец может поплатиться не малой ценой, но это не пугает.
Национальные напевы на тампуре и повествования, в которых упоминается о былой славе аварского народа и широте земли аварской, сегодня с гордостью вам даст послушать каждый второй джарец.
Так, в одной из популярных в народе аудио-записей, под рубрикой «Исторический момент: двенадцать веков нашей истории за двенадцать месяцев», со ссылкой на некие исторические летописи, историк и сценарист Сергей Цветков, совместно с блогером Павлом Картаевым повествуют о прошлом современных аварцев буквально следующее: «…В сказках многих славянских народов упоминаются обры. Это могучие великаны, с которыми предстоит сразиться храброму витязю. Однако, у этих сказочных персонажей есть исторический прототип. В эпоху средневековья, славяне называли обрами аваров. А вот о том, почему эти степняки нагнали такого страха на древних славян, мы поговорим сегодня. Авары пришли в Центральную Европу из Северного Кавказа. Их орда насчитывала около 20 000 всадников. Авары были превосходные наездники. Именно им европейская кавалерия обязана важным нововведением: железными стременами. Благодаря им аварские всадники приобрели большую устойчивость в седле и смогли использовать тяжёлые копья и сабли. В середине VI века авары образовали на территории современной Венгрии мощное государство – Аварский каганат. Славянские племена, жившие вдоль Дуная, попали под власть аварского кагана: авары обращались с ними как с рабами. Наша летопись рассказывает, что аварские вожди запрягали славянских женщин в телеги и разъезжали на них. Один французский хронист того времени добавляет ещё что авары каждый год зимовали у славян и брали к себе на ложе их жён и дочерей. Впрочем, славяне не долго терпели эти издевательства, - рассказывает Картаев, - и в VII-VIII веках аварское иго было сброшено. Летописец замечает по этому поводу: «Были обры телом велики, а умом горды. И истребил их Бог. Перемерли все. Не осталось не единого обрина». Есть поговорка до сего дня: «Пагибоша аки обры». В последнем Нестор, однако, ошибся. Часть аваров, всё-таки, уцелело до наших дней. Сегодня они живут на юге Дагестана, уже позабыв те времена, когда половина Европы трепетало от одного их имени».
Есть за что себя попрекнуть, есть за что гордиться. Но кто однажды возьмет на себя смелость рассказать нашему народу всю правду? Да и где его взять? Будучи оторванными от собратьев из Дагестана, у аварцев в Закавказье нет прессы на родном языке, нет литературы, а потому коль скоро они освоят интернет, тем и лучше. Один народ в двух совершенно разных реальностях: местами чужие среди своих и свои среди чужих. Как говорил Ницще, «Всё, что нас не убивает, делает только сильными».
Что есть в имени нашем?
Не секрет, что сегодня наш народ подобен разжатому кулаку, где каждому отдельно взятому пальцу внушили, что он де столь же силён как кулак. В определённой степени и в связи с этим, некоторые живут не соизмеряя желания и возможности, в поисках собственного призвание отдельно, врозь и даже в противовес собратьям. Этому не в малой степени способствует и то, что мы так и не выработали ни своего письма (аджам, латиница, кириллица не в счёт), ни вобравшего оттенки всех диалектов языка ни своего отношения ко всему, что вокруг нас происходит. Застилая рукописи чужими узорами, вплетая в слова чужие мелодии и чуждые нотки, отрицая естественное родство и подыгрывая всему, что нас разъединяет, мы продолжаем заниматься самобичеванием. Сегодня, синтез унаследованных и отрывшихся исследователям знаний может в определённой степени приоткрыть, наконец, завесу над тем, «кто мы?», «откуда?» и «куда идём?», но, прежде, надо уяснить «что есть в имени нашем?».
Относительно этимологии аварского народа можно сказать, что название «авары», «абары» (греч. «Аβαροι»; лат. «Avari», в русских летописях — «Обры», более редкая форма «Овар»-, например, в «Слове о полку Игореве», где фигурируют «шеломы оварьскыи») — неоднократно фигурируют в произведениях византийских авторов Прийска Панийского, позднее Феофилакта Симокатты, Менандра, Иоанна Эфесского и др.. Этнический термин «авар» (ebher~abar~avhar~awar) передаёт идею «горы», «владык высотных гор», «горцев» и «движения» (c широким диапазоном дополнительных смысловых нагрузок от «вольного образа жизни» до «потока», «натиска», «ярости»), аварское «awarag» - посланник, пророк, мессия. В целом, происхождение, как этимологии, так и самих аваров для многих остаётся дискуссионною и окончательно не определено, хотя есть вещи весьма очевидные, но не распространяемые. Так, в последнее время кавказоведы склонны считать, что аварский народ - маарулы, в купе с вайнахами, являются прямыми потомками великих хурритов, историческая родина которых расположена, как утверждают источники, к северу от Куры и к востоку от Тбилиси (М.Г. Гаджиев. О демографических и этногенетических процессах в Дагестане в первобытную эпоху//Алародии: этногенетические исследования. Махачкала, 1995. С. 23).
Исследователь Кавказа И.М. Дьяконов предлагает именовать такие разрозненные древние кавказские народы как хурриты, урарты, кутии, чеченцы и дагестанцы названием «алародии» (Аларуд), что этимологически восходит и является синонимичным с «алазании» (Алазан), и позволяет видеть в точке пересечения этих весьма схожих названий историческую ойкумену аварского народа и точку отсчёта Древней Аварии.
Как свидетельствует Тимур Айтберов, аварская аристократия в период в VI веке постепенно поменяла место своего преимущественного пребывания в Закавказье (ЦIор/ЧIар) на хунзахское плато. Компилятор Х века Стефан Византийский утверждает, что согласно доступным ему старинным текстам «у рек Кира», т.е. Кура, «живут оварены и отены», которых учённые отождествляют с аварами и удинами.
Но, одновременно с этим, существует большое количество противоречий, которые связаны с тем, что некоторые стараются вклинить аваров (маарулов) в лоно тюрков или противопоставить один и тот же народ друг другу, как и собственно делается ошибочное толкование слова «Дагестан» на тюркский. Хотя всё это стало возможно лишь после того, как в эпоху Бронзы (в период IV – II тысячелетия до н.э.) маарулы, вооружённые идеей единобожья (символом чего служило Солнце), которую проповедовал праведный и премудрый старец Эр, начали завоёвывать земные широты в радиусе нескольких тысяч километров от Кавказа, дойдя, таким образом, до Египта на Юге, Пиреней на Западе, Скандинавии на Севере, Урала и Гималай на Востоке.
О каждом из этих путях можно написать книгу, но в данной статье хотелось бы лишь заметить, что в азиатском направлении – у подножья Урала, древними аварами и конгломератом из союзников, в число которых входили и иные народы Кавказа, был основан город Солнца именуемый Аркаим. Именно он был столицей тех аваров, которые инициировали походы горцев на Алтай, Гималай, в Тибет, Индию и территории современного Китая, и участки долины известной ныне как Алашан.
Начало же великого переселения тюркских племён на Запад, датируемое IV веком, шло рука об руку с процессом возвращения расселившихся и рассеявшихся в Азии горцев на Кавказ.
В этой связи наречение аваров степняками и не осмысленное отождествление их с тюрками стало возможно именно в силу стратегического союза, который был заключён между кавказскими горцами и степняками тюрками. Выдающиеся воины Кавказа в момент завоевания и закрепления степных просторов Приуралья и Азии составляли особую социальную группу, став затем в глазах местного населения отдельным этносом или транслировав свое имя на значительную этническую группу. И то, что некоторые исследователи в отношении тюркских племён называет «Великим переселением народов», в отношении кавказских горцев должно было называться «Великим возвращением».
Пути, которые развели после аваров и тюрков по разные стороны от баррикад остаются не исследованы. Но, чаще всего, можно обнаружить стремление любой ценой присвоить заслуги одного народа другому и ассимилировать побеждённого. В том же, что нашу историю из политических, капиталистических и иных пристрастий некоторые силы стремятся и продолжают оспаривать, нет ничего странного. Для унижающих - унижаемые не существуют.
Знаки вечные
Идеология бывает хорошей или плохой в зависимости от того, кто и как ее использует. Творческая интеллигенция, мыслящая обобщенными сложными символами, является наиболее внушаемой частью общества. В значительной мере это относится и к населению крупных городов.
Еще с древнейших времен, начиная с Конфуция и Аристотеля, привлекали внимание понятие имени и сам процесс наименования. О роли процесса соотнесения определенным объектам их имен четко сказал великий французский математик А. Пуанкаре, который удивлялся силе, которую может иметь одно слово. Очень четко сформулировал проблему Ю.И. Манин: «Удачное имя - мост между научным знанием и здравым смыслом, новым опытом и старыми привычками. Понятийную основу любой науки составляет сложная сеть имен вещей, имен идей, имен имен. Она эволюционирует сама, меняя проекцию на реальность».
Традиция менять имена в случае долгой болезни то же из этого ряда. Символическое мышление открыло невиданный прорыв человечества к новым знаниям и технологиям, но оно открыло и дорогу для управления людьми. При этом сознание общества, по меткому выражению Кассирера, может превратиться в театр теней, где самым умелым режиссером окажется дьявол. Поэтому, для нас очень важно какие символы мы возвели себе в культ, какими графическими знаками храним и передаём знания, а также что вышито на полотнах наших знамён. Сегодня мы не придаём этому никакого значения, как в прочем не придаём значения уже ни чему. Но надобно иметь в виду, что вне зависимости от того как мы относимся к мироустройству, судьба навязчива. Иначе, откуда должно было родиться древнее аварское изречение, что «Не мы выбираем путь, а Путь выбирает нас»?
Люди живут ежедневно черпают информацию из прессы, радиопередач, с экранов телевизоров и находясь часто в мире оторванных от реальности символов, они могут идти даже против своих собственных убеждений. Тем более, что отработан ряд способов эффективного информационного воздействия, которому дано имя «брейн уошинг» (Brain washing) - промывание мозгов. Народ, который верно распознал и толкует значения знаков и символов, сумеет найти своё призвание. В этом смысле не малую роль играет тотем, флаг, герб и алфавит, которым с первых дней освоения грамоты мы кодирует наше сознание. Если обратиться в историю, то окажется, что вовсе не случайно наиболее популярной и типично аварской символикой считаются свастики, прежде всего - спиралевидной формы и с округло загнутыми краями – символ единобожья, солнца (как у джарцев/цIорцев), а также мальтийские кресты, лабиринты в большом количестве встречающиеся на резных камнях, старинных коврах и женских украшениях. Заслуживает упоминания и то, что аварские нуцалы нередко использовали в качестве государственной эмблемы (в том числе - на стягах) изображение волка со штандартом и без, а андийцы - орла с саблей, дидойцы – медведя. В благочестии, которую навевают своим видом наши национальные костюмы, женские платки и платья (не мини-юбки, топики), хранится неизменный опыт предков, с которым некоторые поспешили так легко расстаться.
Мы непростительно многое забыли, предали забвению то, что выращивалось веками, наивно полагая, что новый мир, который ни как не наладится, однажды примет нас с распростёртыми объятьями в ряды успевающих. Но, как правило, народы, однажды сошедшие со своего пути (как это уже происходит сегодня), могут оказаться на обочине исторической арены и уже никогда больше в неё не ступить. Космполитизм – это роскошь, которую себе могут позволить только те народы, которые сумели сохранить или создать своё государство. Должно быть, есть и у нас рецепт национального спасения…, а коли нет, так должон быть. Иначе процесс самопознания так и будет идти зигзагами.
Лачин Лачинов. Зигзаги аварского самопознания
//Аварская газета "ХIакъикъат", №5 от 6 февраля 2009 г.
|