«Эры стали аварами. Авары – аварцами. Аварцы могли бы стать аварийцами». В этой этно-эволюционной цепи есть доля правды и неотъемлемая преемственность одного народа, который, пройдя сквозь призму десяток тысяч лет, дожил до XXI века «от Рождества Христова». Спроси любого современного аварца дату его рождения и он вам ответит дату исходя от «Рождества Христова». Это в определенной мере то же деталь, характеризующая народ - народ, который вчера еще гордо называл себя «аварским», а при благоприятных условиях мог бы в будущем еще стать народом «аварийским» - народом Великой Аварии, народом в высшей степени успешным и правоверным. Речь о другом: сегодня понятия «величие» и «доблесть» запятнаны в такой высокой степени, что стремление к «величию» и «саморазвитию», к «чистоте» и «правде» приравнивается к стремлению попрать «величие» другого народа и запятнать его «чистую» репутацию в истории. До непотребного и уничиженного состояния сведена роль всякой Великой личности, которая вышла из народа: в Швеции стыдятся громко говорить о Карле Великом, в России о Величии Сталина, а аварцы о Великом Уммахане. Безусловно, на сером фоне
современной политической элиты, которая оказалась неспособной вывести страну из
трясины даже за 20 последних, казалось бы, достаточно мирных лет, упомянутые
личности выглядят поистине великанами и гигантами в своей роли. Тем временем, поисковая
система Яндекс-блоги в интернете на запрос «аварцы» выдает только анекдоты про
аварцев. Народ стал прототипом чукчей в анекдотах и свел себя до уровня
насмешек и сатиры. Для убедительности можно привести несколько последних перлов
из жанра смехотворной прозы про аварцев, которые выдает Яндекс. - Если папа аварец, а мама татарка, ребенок –
аватарка.
- Купил Аварец ящик водки, спрятал его под
кустом и написал: «Водки нет». Hа следующий день на этом месте видит
записку: «Лезгин не брал».
- Аварец в магазине берет бутылку колы, снимает
крышку и видит написано, «Поздравляем, Вы выиграли
кепку!». Аварец надевает крышку на голову и говорит «Ай Саул! На
халяву досталась!».
- Приходит один аварец к другому домой и
видит, что его друг обвязывает себя вокруг пояса веревкой. Он
спрашивает:
- Мага, что ты
дэлаешь? - Не видишь,
вэшаюсь?! - А почему за
живот веревку завязиваешь? Надо же за шею... - Эээ... За
шею пробовал, задыхаюсь… - Аварец, даргинец и лезгин высадились на необитаемом
острове, где жили одни аборигены и эти аборигены начали за ними бегать,
чтобы поймать и съесть высадившийся на острове десант. Первым
выдохся аварец они его и съели. Затем выдохся даргинец - его
тоже сожрали. А лезгин бежит и бежит, бежит и бежит. Потом он тоже выдохся,
остановился и обернувшись к аборигенам говорит: «Къоза ма, галатна зун!»,
а аборигены с удивлением отвечают: «Вай! Вунни лезги ян».
Возможно, кто-то и вправду
полагает, что аварцам пора вешаться, что аварцы выдохлись. А кто-то продолжает многозначительно
и полушутя поминать сказ о том, кто же на самом деле рулит республикой, а кому
отныне суждено поиграть у руля? Странно то, что рассказчиками
анекдотов, в которых высмеиваются аварцы, являются собратья по республике и
даже сами аварцы, которые с одинаковым рвением сами рассказывают те же анекдоты
и про других. Народ, равнодушно и подшучивая
наблюдающий разложение собственной нации, кажется, способен, всё-таки, дожить
до собственных похорон. Это звучит режуще слух, но в шутках есть правда. Шутка
притупляет боль, притупляет осознание истинных размеров трагедии, которая с
нами приключилась. Стройное и соразмерное развитие народа, его устремление в
светлое будущее, свелось к крысиным бегам за удачей. Стало привычкой прощаясь желать
удачи, по сколку ни у кого не вызывает сомнения, что мы живем в эпоху
величайших шарлатанов, а личные успехи оказались в зависимости не от
умственного дарования и духовно-нравственных качеств человека, а от удачного
стечения обстоятельств, связей и капиталовложения. Доверчивостью людей к
сладострастной Фортуне начинает притуплять значение веры во Всевышнего. Доверчивость
к судебной власти оборачивается убытком, а доверчивость к исполнительной –
разочарованием. Доверчивость к современной системе здравоохранения начинает
убивать доверие к врачам, доверчивость к системе образования убивать веру в
педагогов. По сути, всякая доверчивость
стала выходить боком для простого смертного большинства, которое живет в рутине
повседневных забот и хлопот. Зов к интеллигенции отдает едва
отличимым откликом неуловимого эха. Обращение к власти уже стало сродни
обращению к небесам. Глядя на заходящее солнце, ловишь
себя на страшной мысли, «А что если оно завтра не взойдет?». Но, поразмыслив
основательно, начинаешь понимать, что Солнце может взойти еще и с другой
стороны. И что же все-таки происходит? Одна часть аварского народа
объявляет о создании Аварской национально-культурной автономии (АНКА), а другая
часть считает излишним создавать подобную общественную организацию, когда есть
уполномоченная служить народу Республика Дагестан (РД). По крайней мере, прежде
чем создавать АНКА было необходимо заявить о неспособности или не легитимности
РД и её институтов решать поставленные задачи. Соответственно, аварский народ сегодня
выглядит совершенно противоречивым не только в отношении своего прошлого и
настоящего, но и в отношении своего будущего.
Каким будет будущее, прежде
всего, зависит от того, какую отправную дату в своей истории аварский народ себе
избрал, в рамках каких цифровых величин живет, какое историческое повествование
о своем прошлом берет за основу-матрицу. Результаты поисковых систем в
Интернете в какой-то мере отражают реальное информационную нагрузку всего, что нас
интересует. В частности, задав в поиске ряд актуальных и животрепещущих
вопросов о судьбе аварского народа, без особых усилий можно для себя еще раз
открыть, что аварский народ лишен также своей письменности (аджам, латиница и
криллица не в счет). Не секрет, что народ лишенный письменности, лишен
возможности в полной мере проявлять культуру своего мышления, лишен возможности
растить мыслящее потомство. Необходимо пересмотреть отношение к аварской
литературе и ключевому определению «литературный язык», дабы формируя его мы не
относились пренебрежительно к языковой сокровищнице аварских «диалектов»,
«говоров» и «наречий». Распил аварского народа на андийцев, дидойцев, ахвахцев,
каратинцев, бежтинцев и т.д. – это величайшая экзекуция нации. Но, вместе с
тем, проблемы андийцев, дидойцев, ахвахцев, каратинцев, бежтинцев и др., должны
одинаково заботить всю нашу нацию и именно всей семьей аварских народов
необходимо поднимать вопрос о неравноправном и несправедливом отношении
государства ко всем собратьям: в благополучной семье все члены семьи должны
быть одинаково любимы и одинаково окружены заботой. Только таким образом можно
определиться с тем, что есть «Аварский народ» и «аварцы», что есть «Авария» и
«аварийцы». В конечном счете, здравое и
критическое отношение к себе каждого аварского человека должно определить
здоровое и мудрое содержание всего аварского народа и аварской нации. И кем бы уже
народ этот ни был сегодня, как бы он не проявил себя в прошлом, будущее для аварского
народа должно быть не менее увлекательно. Однако, двери в будущее
приоткроются только тем народам, кто знают, откуда они и куда идут, знает кто
он есть и чего хотят. В противном случае самое безобидное, что может
приключиться с народом это то, что он и его заслуги рискуют стать достоянием анекдотов,
культурное достижение лечь культурным слоем почвы в археологии или очередной экспозицией
краеведческих музеев, ворохом бумаг в архивах и смутным воспоминанием о чем-то похожем на былую правду или
совершенно ни о чем… Лачин Лачинов. Что-то не то... // Alazan-INFO
|