Искуссствовед Заира Астемирова, которая посвятила свою последнюю статью исследованию культуры, обратила, в частности внимание, на женское украшение закатальских аварок къукъем, который, по мнению исследователя, отражает интересный синтез местной и ближневосточной культур, а также является ярким художественным памятником нашей истории. Вероятно потому, считает автор, в постоянной экспозиции Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой группа украшений из Закаталы представлена отдельным блоком. Здесь экспонируется целый комплекс украшений (пояса, браслеты, головные и нагрудные украшения), стилистика которых радикально отличается от художественного облика традиционных изделий народов горного Дагестана. Основными чертами закатальских украшений, говорит Астемирова, являются колористическая пестрота, обилие вставок цветного стекла в сочетании с позолотой и декоративные мотивы, характерные искусству ислама: полумесяц со звездой, восточные огурцы, шатер, форма стрельчатой арки. Ярким примером закатальской стилистики является праздничное женское украшение - къукъем. Къукъем имеет достаточно сложную, подвижную конструкцию, состоящую из центральной литой пластины в форме стрельчатой арки, к навершию которой с помощью колец крепятся еще две меньшие арочная и круглая бляшки, а от боковых сторон отходят две цепочки. Къукъем выполнялся из серебра, затем покрывался позолотой. Техника позолоты была не характерна для традиционных архаичных дагестанских изделий. Дело в том, что еще издревле дагестанцы считали золото металлом с негативной энергетикой, способной приносить несчастья и беды, металлом, который могли использовать в колдовстве. Так считалось, можно помешать родам, просто пронеся в комнату роженицы золотое кольцо. Именно поэтому весь комплекс традиционных закатальских украшений выполнялся из серебра, несущего обереговую функцию. Нетрадиционно было и использование обильных вставок цветного стекла. Интересно, что некоторые дагестанские специалисты в области ювелирного искусства, в частности М.А. Ихлясова, ответственный хранитель коллекции драгметаллов ДМИИ им. П.С. Гамзатовой, считают, что, вполне возможно, цветные стекла, которые имеют специфическую огранку на закатальских серебряных изделиях, являются знаменитым венецианским стеклом. Венецианские купцы были частыми гостями Джар-базара - знаменитого на Ближний Восток и Европу невольничьего рынка. Къукъем надевали поверх головного убора (платка, покрывала), центральная пластина располагалась на лбу, две меньшие бляшки, отходящие от ее навершия, и боковые цепочки закреплялись на затылке с помощью крючков. Важно заметить, что подобное ношение украшений, словно на показ окружающим, не было характерно для традиционных изделий, которые крепились непосредственно к чухте, а затем частично скрывались под головным покрывалом. Этот момент с учетом особой пестроты декора всего украшения указывает на его главную идею - поразить окружающих богатством и роскошью.
|